Теория и организация исследовательской деятельности (экзамен)
Вопрос 1
Понятие «чистая наука» включает в себя
a. Научные исследования, которые проводят ученые в специальных научных учреждениях
b. Любые формы поиска научной истины
c. Научные исследования, проводимые на средства специальных грантов
d. Научные исследования, которые ведутся лишь для удовлетворения интересов ученых
Вопрос 2
Аксиологический метод научных исследований подразумевает
a. Умение подобрать наиболее целесообразную гипотезу
b. Возможность выбора из группы однопорядковых методов наиболее удобнее
c. Возможность выбора из разнообразных источников информации
d. Умение подобрать наиболее целесообразное объяснение явлению
Вопрос 3
Понятие «межпредметные исследования» включает в себя
a. Использование в исследованиях методов различных наук
b. Привлечение к научным исследованиям специалистов из различных наук
c. Создание различных научных гипотез
d. Использование терминологии, взятой из различных наук
Вопрос 4
Принцип единства исторического и логического, как один из видов диалектических принципов познания подразумевает:
a. что формирование структуры объекта зависит исключительно от случайных факторов
b. что нет никаких закономерностей, определяющих направление развития эволюции
c. что структура объекта является продуктом его эволюции и отражает ее основные этапы
d. что структура объекта формируется исключительно по заранее заданным законам Не
Вопрос 5
К прикладным относят исследования в которых:
a. преобладает эмпирический уровень исследования
b. охватываются все стороны развития природы и общества
c. преобладает теоретический уровень исследования Не
d. отсутствует стройная система доказательств
Вопрос 6
К общественным и гуманитарным наукам относят:
a. архитектуру
b. психологию
c. медицину
d. педагогику
Вопрос 7
К общественным и гуманитарным наукам относят:
a. криптография Не
b. клиометрия
c. астрономия
d. архитектура
Вопрос 8
Магистерская диссертация должна отвечать требованиям:
a. литературной стилистики
b. желания автора представить свой научный материал
c. вольной литературной обработки материала
d. актуальности, содержать научную новизну и практическую значимость
Вопрос 9
Описание как элемент эмпирического познания
a. выступает как отображение содержательного знания в формализованном языке
b. предполагает изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях
c. закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем
d. это, когда одна величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон) Не
Вопрос 10
Общенаучная методология это:
a. методология, охватывающая принципы и методы деятельности паранауки
b. методология, использующая методы научного и обыденного познания
c. учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках
d. методология, включающая в себя методы религиозного познания
Вопрос 11
Метод теоретического познания, когда происходит восхождение от абстрактного к конкретному это
a. восходит от чувственно-конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к мысленно-конкретному в теории
b. закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем, оно может быть двух видов: качественным и количественным
c. отображение содержательного знания в формализованном языке
d. целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности
Вопрос 12
Методологическая форма научного познания представляет собой
a. методы, способы и приемы исследования, которые формируются на основе теории
b. выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения
c. метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на модели,
d. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве
Вопрос 13
Практическая форма научного познания представляет собой
a. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов
b. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве
c. форму знания о незнании
d. Теорию, которая является руководством для соответствующей формы практической деятельности
Вопрос 14
Практическая эффективность в рамках инженерно-технологическая рациональность означает
a. использование инженерных решений в технологических процессах
b. возможность рационального решения практических решений
c. степень эффективности практических решений
d. возможность использования данного предмета, с целью достижения реального результат
Вопрос 15
Укажите исторический период, когда начинают формироваться научные методы исследований
a. В эпоху Возрождения
b. В Новое время
c. В период Античности
d. В период Средневековья
Вопрос 16
В заключение диссертационного совета, по итогам защиты диссертации, должны быть включены:
a. предложения совета по развитию системы аргументации, использованной в диссертации
b. рекомендации по назначению соискателя на те или иные должности
c. рекомендации совета по развитию литературного стиля соискателя
d. рекомендации об использовании результатов исследования
Вопрос 17
Одним из недостатков фундаментальных исследований считается:
a. опора на достижения различных наук
b. ориентация на четкую систему доказательств
c. использование результатов лабораторных исследований
d. умозрительность
Вопрос 18
Создателем первого варианта «Энциклопедии», был
a. Вальтер
b. Руссо
c. Тюрго
d. Дидро
Вопрос 19
Одним из критериев научной деятельности является
a. Новизна и оригинальность
b. Субъективность
c. Мифологичность
d. Традиционность мышления
Вопрос 20
Социально-гуманитарная рациональность включает в себя
a. предметность
b. гуманизм
c. рефлексивность
d. интенсивность
Вопрос 21
Критерием научной деятельности является
a. Опора на фактический материал
b. Уникальность и неповторяемость
c. Новизна и оригинальность
d. Умозрительность выводов
Вопрос 22
Одной из задач науки является
a. Поиск компромиссов между религией и наукой
b. Поддержка взглядов крупных ученых
c. Поддержка признанных научных теорий
d. Поиск истины
Вопрос 23
Программа исследования это
a. Комплекс положений (пунктов), которые в совокупности дают предписание к проведению исследования
b. Совокупность научных методов, реализуемых в исследовании
c. Общая совокупность научных гипотез, реализуемых в исследовании
d. Описание методов проведения экспериментов
Вопрос 24
К естественно — научной рациональности относится
a. Эмпирическая предметность
b. Теоретизация
c. Гипотетичность
d. Предположительность
Вопрос 25
Одним из преимуществ прикладных исследований считается:
a. опора в своих исследованиях на исключительно практические результаты
b. создание четких, ясных и строго определенных выводов
c. возможность практического использования в решении каких-либо проблем
d. использование результатов исследований различных научных дисциплин
Вопрос 26
Объект научного исследования это:
a. описание стилистики исследования
b. описание ненаучных подходов, использованных в исследовании
c. это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию
d. субъективные выводы автора
Вопрос 27
К инженерно-технологическая рациональности относится
a. научная предметность
b. вещная предметность
c. экспериментальная предметность
d. идеальная предметность
Вопрос 28
Наблюдение как элемент эмпирического познания предполагает
a. движение мысли от единичного к общему
b. мысленное разделение изучаемого объекта на составные части и их исследование
c. установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между разными предметами с дальнейшим «переносом» определенных свойств, обнаруженных у одного предмета, на другой
d. целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности
Вопрос 29
В состав понятия «научный метод исследования» входит:
a. все способы получения информации
b. хаотичная система познавательных действий
c. неорганизованная система подбора информации
d. определенным образом субординированная совокупность познавательных действий
Вопрос 30
Принцип научного поиска информации «восхождения от абстрактного к конкретному» предусматривает:
a. выделение и изучение различных сторон объекта по отдельности, при последующем переходе к общему конкретному результату
b. использование абстрактных понятий для обозначения различных сторон объекта
c. использование ненаучных методов поиска информации
d. выделение в исследуемом объекте, как в системе различных сторон его структуры