Вопрос 1
Научный метод исследования это:
a. обобщенный вариант всех видов исследований
b. способ познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)
c. любой способ получения информации
d. способность исследователя правильно представить результаты своего труда
Вопрос 2
Конструктивная однозначность, как часть логико-математической рациональности, существует в виде
a. Множества значений
b. Одного смыслового значения
c. Переменного количества значений
d. Неопределенного количества значений
Вопрос 3
Формальность как часть логико-математической рациональности, существует в виде
a. Способов организации научной деятельности
b. Формализованной совокупности научных методик познания
c. Действия, необходимого с точки зрения установленного порядка при выполнении, оформлении чего-либо
d. Группы гипотез, объясняющих направление научного исследования
Вопрос 4
Принцип научного поиска информации «восхождения от абстрактного к конкретному» предусматривает:
a. использование ненаучных методов поиска информации
b. выделение и изучение различных сторон объекта по отдельности, при последующем переходе к общему конкретному результату
c. использование абстрактных понятий для обозначения различных сторон объекта
d. выделение в исследуемом объекте, как в системе различных сторон его структуры
Вопрос 5
Одним из важнейших критериев науки является
a. Опора на факты
b. Мнение большинства
c. Опора на устоявшиеся взгляды
d. Вера
Вопрос 6
К инженерно-технологическая рациональности относится
a. экспериментальная предметность
b. вещная предметность
c. идеальная предметность
d. научная предметность
Вопрос 7
Операционный метод научных исследований подразумевает
a. Умение правильно подбирать факты под теорию
b. Умение выявить необходимые научные выводы
c. Умение перевести теорию в систему правил
d. Умение правильно подбирать научные факты
Вопрос 8
Социально-гуманитарная рациональность включает в себя
a. рефлексивность
b. гуманизм
c. предметность
d. интенсивность
Вопрос 9
К естественно — научной рациональности относится
a. Предположительность
b. Гипотетичность
c. Теоретизация
d. Эмпирическая предметность
Вопрос 10
К общественным и гуманитарным наукам относят:
a. архитектуру
b. медицину
c. педагогику
d. психологию
Вопрос 11
В заключение диссертационного совета, по итогам защиты диссертации, должны быть включены:
a. рекомендации по назначению соискателя на те или иные должности
b. предложения совета по развитию системы аргументации, использованной в диссертации
c. рекомендации совета по развитию литературного стиля соискателя
d. рекомендации об использовании результатов исследования
Вопрос 12
Создателем первого варианта «Энциклопедии», был
a. Дидро
b. Вальтер
c. Тюрго
d. Руссо
Вопрос 13
Наблюдение как элемент эмпирического познания предполагает
a. целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности
b. установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между разными предметами с дальнейшим «переносом» определенных свойств, обнаруженных у одного предмета, на другой
c. мысленное разделение изучаемого объекта на составные части и их исследование
d. движение мысли от единичного к общему
Вопрос 14
Объект научного исследования это:
a. описание стилистики исследования
b. это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию
c. описание ненаучных подходов, использованных в исследовании
d. субъективные выводы автора
Вопрос 15
Общенаучная методология это:
a. методология, использующая методы научного и обыденного познания
b. методология, включающая в себя методы религиозного познания
c. методология, охватывающая принципы и методы деятельности паранауки
d. учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках
Вопрос 16
Принцип единства исторического и логического, как один из видов диалектических принципов познания подразумевает:
a. что нет никаких закономерностей, определяющих направление развития эволюции
b. что структура объекта является продуктом его эволюции и отражает ее основные этапы
c. что формирование структуры объекта зависит исключительно от случайных факторов
d. что структура объекта формируется исключительно по заранее заданным законам
Вопрос 17
В заключении диссертации:
a. дается анализ аргументационной базы исследования
b. представляется историография исследования
c. представляется критика оппонентов диссертации
d. формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования
Правильный ответ: формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования
Вопрос 18
Одной из задач науки является
a. Поддержка взглядов крупных ученых
b. Поиск истины
c. Поиск компромиссов между религией и наукой
d. Поддержка признанных научных теорий
Вопрос 19
Практическая эффективность в рамках инженерно-технологическая рациональность означает
a. возможность рационального решения практических решений
b. использование инженерных решений в технологических процессах
c. степень эффективности практических решений Не
d. возможность использования данного предмета, с целью достижения реального результат
Вопрос 20
Культурологическая обоснованность в рамках социально-гуманитарной рациональности означает
a. ориентация на ценности мировой или национальной культуры
b. особенности культурного прогресса
c. ориентация на ценности «вестернизации»
d. ориентацию на культурное развитие в рамках прошлых культурных парадигм
Вопрос 21
Одним из недостатков фундаментальных исследований считается:
a. ориентация на четкую систему доказательств
b. использование результатов лабораторных исследований
c. умозрительность
d. опора на достижения различных наук
Вопрос 22
Практическая форма научного познания представляет собой
a. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве
b. Теорию, которая является руководством для соответствующей формы практической деятельности
c. форму знания о незнании
d. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов
Вопрос 23
Понятие «чистая наука» включает в себя
a. Научные исследования, которые ведутся лишь для удовлетворения интересов ученых
b. Научные исследования, проводимые на средства специальных грантов
c. Любые формы поиска научной истины
d. Научные исследования, которые проводят ученые в специальных научных учреждениях
Вопрос 24
Признаками понятия логико-математическая рациональность не является
a. формальность
b. идеальная предметность
c. конструктивная однозначность
d. деструктивность
Вопрос 25
К общественным и гуманитарным наукам относят:
a. астрономия Не
b. клиометрия
c. архитектура
d. криптография
Вопрос 26
Программа исследования это
a. Описание методов проведения экспериментов
b. Общая совокупность научных гипотез, реализуемых в исследовании
c. Совокупность научных методов, реализуемых в исследовании
d. Комплекс положений (пунктов), которые в совокупности дают предписание к проведению исследования
Вопрос 27
Социальная предметность в рамках социально-гуманитарной рациональности означает
a. наличие гипотетического социального объекта
b. наличие реального социально-гуманитарного объекта или института
c. наличие социального объекта
d. наличие рационально описанного технического объекта
Вопрос 28
Одним из преимуществ прикладных исследований считается:
a. создание четких, ясных и строго определенных выводов
b. возможность практического использования в решении каких-либо проблем
c. использование результатов исследований различных научных дисциплин
d. опора в своих исследованиях на исключительно практические результаты
Вопрос 29
Методологическая форма научного познания представляет собой
a. метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на модели,
b. выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения
c. методы, способы и приемы исследования, которые формируются на основе теории
d. форму вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве
Вопрос 30
Синтетическая форма научного познания представляет собой
a. выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов, свойств, связей между явлениями
b. Теорию, которая является руководством для соответствующей формы практической деятельности
c. выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения
d. объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему